Османов ГаджиОсманов Абдулатипгаджи Магомедович Родился в 1958г. в с.Анчих Ахвахского района РД. В 1974-1978гг. - учеба в строительном техникуме по специальности “техник-строитель” С 1980г. работал в отделе технадзора УКСА Министерства образования РД; с 1981 - 1988гг. - старшим инженером УКСА Министерства образования РД. В 1994г. окончил Дагестанский политехнический институт по специальности “инженер-строитель”. С 1996г. - заместитель министра образования Республики Дагестан по вопросам экономики, финансов и материально-технического снабжения. В 2005г. прошел краткосрочное обучение в государственном университете - «Высшей школе экономики» (г. Москва) по программе “Федеральный закон РФ № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года - порядок применения, особенности переходных положений, правила и процедуры размещения государственных заказов”. С 2003 по 2004 г. прошел профессиональную переподготовку в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Дагестанского государственного университета по специальности «история». Действительный государственный советник I класса, Почетный работник общего образования РФ. Общий стаж государственной службы - 27 лет. http://www.dagminobr.ru/ministerstva/structure

 

Идея написания этой статьи появилась во время прохождения ТАЗИЯТА (соболезнования) родственникам Гаджиева Магомеда Магомедовича в день распространения в Махачкале последнего номера нашей газеты.Его биография, на мой взгляд, является достоянием и гордостью Анчиха и по этой причине хочется рассказать читателям, а особенно молодёжи, о человеке, который оставил о себе светлую память.
Вся жизнь Гаджиева Магомеда Магомедовича была связана со школой, и анчихцы помнят его как педагога-организатора и педагога-новатора.
В сентябре 1945 года в должности военрука местной школы началась его трудовая деятельность. Паримеседо до последних дней жизни помнила вы-ученные под руководством Гаджиева Магомеда строки из песни «Если завтра война….». Его супруга Нурият часто вспоминала, каким он до её замужества был строгим учителем.
В 1956 году, после окончания ВУЗа (он первым из анчихцев получил высшее образование), Магомед стал директором Анчихской семилетней школы, а с 1957 года – средней. Школа первоначально находилась в частных домовладениях. Затем её перевели в здание, где в последующем располагалась больница (КЪУЛЬА). Всё возрастающее количество учащихся не позволяло проводить полноценные занятия в имеющихся помещениях, и остро стал вопрос о необходимости строительства школы, более просторной и расположенной в стороне от густонаселенных кварталов села. Наиболее подходящие для строительства школы площади находились в местности МИГЪИЛIИ. Но на строительство не хватало средств ни районного, ни местного бюджетов. Рассказывают, что Гаджиев Магомед пошел на хитрость и, чтобы склонить председателя колхоза Муртазалиева Магомеда построить школу за счет колхоза, подстроил попытку поджога хлева председателя учащимися школы. Сгорел лишь хворост, но этого оказалось достаточно, чтобы супруге Муртазалиева Магомеда Айшат (Эшат) удалось уговорить мужа построить школу подальше от своего дома. Да и школа не осталась в долгу. По инициативе Гаджиева Магомеда школа посадила и возродила несколько гектаров садов. Это ХВАРИ, АМАХОГЬАЧIIАЛIИ, МИГЪИЛIИ (в последующем школьный огород), ЖИЛДОМА, БАКЬИКЪЕРИ, ЦIIУМАЛИ.
В 70-е годы, благодаря Гаджиеву Магомеду и с бараката Лабазанова Магомеднура (Миши), удалось построить щитовой корпус для школы. В этот период контингент учащихся составлял около 500 человек. А в Цумали функционировала начальная школа при Анчихской средней шко-ле.
Я помню это время хорошо, потому что в бригаде строителей щитового корпуса работал и мой покойный отец Абдулагаджи.
Тяжело решался и вопрос комплектации школы местными педагогическими кадрами. Большая часть педагогов была привлечена со стороны. Гаджиев Магомед уговорил родителей отправить детей, в том числе и девочек, в педагогические учебные заведения. Так школа становилась на ноги и в последующем не сходила с «Доски Почета» района, занимая, как правило, призовые места, и в большей части первые, на районных мероприятиях.
Увлеченный своим делом и ведением своего хозяйства Гаджиев Магомед отказался от многих предложений перехода на другую работу в районном масштабе.
Бывшие ученики Гаджиева Магомеда, перебивая друг друга, как притчи рассказывают случаи из школьной жизни. А мне всегда вспоминаются его уроки географии и его виртуозные педагогические приемы, где он добивался знания местоположения страны на «ощупь». Очень увлекательны и интересны были занятия по изучению континентов, их границ, карты мира, месторасположения государств и их столиц. До сих пор помнятся его уроки по пространственному ориентированию. Он мог спрятать в любом месте подарки-сюрпризы, и нам приходилось искать их по схеме. Чаще всего эти подарки доставались мне. Особенно много воспоминаний осталось о его ночных походах по местам сборов учащейся молодежи. Его называли «ишпионом» за то, что в самое неподходящее время появлялся там, где никак его не ждали.
Рассказывают, что однажды в его протянутую из «ниоткуда» со словами «Экко, экко, диял экко цеб ганда!» руку ребята передали сигарету - выкуриваемый по-солдатски один единственный удачно найденный на всех окурок. Когда узнали директора школы, собравшиеся сильно переполошились.
Мы никогда не забудем его отеческую заботу о нас, о нашем будущем. Если на Востоке говорят, что мужчина за свою жизнь должен воспитать сына, построит дом и посадить дерево, то Магомед Магомедович перевыполнил этот «норматив». Воспитал 4-х сыновей, порядочных наших анчихцев. Построил 4 дома (по моим справкам более 40 комнат). Причем в основном строил сам. Он был плотником, каменщиком, жестянщиком, садоводом, пчеловодом, фотографом и т.д. А деревьев, посаженных им, не сосчитать. У него было 4 своих сада, и он ещё успевал ухаживать за колхозными садами.
Кроме всего этого по инициативе депутата местного Совета Гаджиева Магомеда была проложена новая автодорога в Анчих, которым мы сегодня и пользуемся. Здесь же уместно вспомнить и об источнике ГЬАНТIОКЬИ, который возник по его инициативе и при его личном участии.
Магомед Магомедович пользовался большим авторитетом в районе и у жителей села. Да и профессия учителя считалась престижной. Встретить учителя в селе в свободное от школы время, и особенно в праздное времяпровождение, считалось ЧП личного масштаба. На следующий день могли вызвать «на ковер» к директору. В лучшем случае Магомед Магомедович с хитрой улыбкой мог вызвать к доске. Иногда, к сожалению, слышу и упреки в его адрес, о строгости на работе и воспрепятствовании в религиозном обучении и соблюдении религиозных обрядов. Время было такое, и оно требовало этого от него как от директора школы. Ведь так было и везде. Могу уверенно подтвердить, что при всем этом он лично их соблюдал. Помню, как я его застал за молитвой у него дома, и как он в школе написал на доске что-то на арабском языке и попросил меня прочитать, тем самым дав понять, что он в курсе того, что я изучаю Коран.
Вот таким был и помнится мне ныне покойный Гаджиев Магомед Магомедович, человек, хороший семьянин, незаурядный организатор, умелый хозяйственник, талантливый ПЕДАГОГ, Заслуженный учитель ДАССР и Персональный пенсионер союзного значения, работавший до последних дней своей жизни на благо Анчиха и анчихцев. История Анчиха и особенно история школы связана с его биографией. Светлая ему память!
Пусть Аллах смоет все его грехи и облегчит участь в вечном мире! Аминь!
Абдулагаджиев У.

Лидия Ильинична Муковозова родилась в 1936 году в станице Вознесенской Краснодарского края.

Во время войны погибли родители, воспитывалась в детском доме.

После окончания Ейского педагогического училища по распределению попала в Дагестан.

Направили на работу в Анчихскую семилетнюю школу. Конечно, в начале работы было много трудностей: незнание языка, обычаев, непонимание родителей учащихся, неуверенность в том, поняли ли ее язык дети, трудности с планированием. Но постепенно она привыкла к этим добрым отзывчивым людям - анчихцам.

Они ее встретили тепло, ласково, с уважением, как и подобает горцам встречать гостей. Все свои силы, доброту, мудрость отдала она воспитанникам.

Тут же она и встретила замечательного человека, с которым связала свою судьбу и суждено было остаться в горах.

Вместе с ней в те годы работало 11 учителей, которые приехали с разных концов России - Староверока А.С., Бурзак Р.П., Жарикова П,М., Мачехина B.C., Журцева Н.И., Тимошенко О.А., Битюцкая и другие.

Она имеет удивительный дар излучать добро, сеять в души доброе, вечное.

За многолетнюю работу не раз поощрялась грамотами отдела образования, имеет звания «Старший учитель», «Отличник народного образования РСФСР».

С благодарностью вспоминает каждого из своих учеников. С теплотой говорит об их родителях, которые поддерживали ее всегда и в горе, и в радости.

Изучение опыта работы Муковозовой Лидии Ильиничны районным управлением образования, сотрудниками методкабинета РУО показывает, что Муковозова ЛИ. - мастер педагогического труда.

Прекрасное знание литературы, широкая эрудиция, высокая педагогическая культура позволяют Лидии Ильиничне использовать все возможности современного урока, активных форм и методов обучения для становления личности школьников. Ее уроки воспитывают в учащихся подлинную любовь к литературе, развивают их ум и чувства, способности понимать нравственные и эстетические ценности.

Лидия Ильинична учит школьников вдумчиво читать, размышлять над прочитанным, активно участвовать в обсуждении на уроках произведений русской и зарубежной классики, книг современных писателей, искать в них ответы на жизненно значимые вопросы. Раскрывая на уроке духовный мир литературного героя, она формирует внутренний мир ученика. Эта сопряженность и определяет высокий нравственный уровень ее занятий.

Уроки Лидии Ильиничны отличает серьезная, творческая работа учащихся с текстом художественного произведения. Текст - первооснова уроков этого учителя: с работы над текстом начинается и заканчивается любой разговор и обмен мнениями о книге. Вот почему ей удается учить своих учеников самостоятельно постигать художественное произведение, воспринимать умом и сердцем мысли и чувства писателя, приобщать ребят к вдумчивому чтению. С этой целью Лилия Ильинична отбирает наиболее оптимальные формы и приемы работы с текстом: проблемный анализ, комментированное чтение, диспут, самостоятельное литературное творчество учащихся. Работе с текстом на уроке обычно предшествует самостоятельное знакомство учащихся с художественным произведением, это стало повседневной нормой работы учителя с 5 класса.

Детям предлагается задание на 5-6 минут: «Мои вопросы по прочитанному произведению». Что дает такой вид работы? Во-первых, учащиеся получают возможность спросить у учителя, что их интересует в связи с прочитанной книгой и ее героями. Во-вторых, незаметно для самих ребят, они учатся самостоятельно задавать вопросы, правильно и лаконично формулировать свои мысли. И, наконец, в-третьих, развивается познавательная активность школьников в предстоящей работе над текстом художественного произведения. Именно эти вопросы во многом и определяют характер и общую направленность анализа текста на уроках литературы.

Вот некоторые вопросы, интересующие ребят по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (5 класс): Почему сейчас мало таких ребят, как Тимур? Взрослые в поселке знали, что Квакин - вор и хулиган. Почему его не наказывали? Как Тимур все успевал делать?

Помочь ученику максимально раскрыть свои возможности, чтобы мысль его была раскрепощенной, чтобы творчество стало его стихией - вот задача, которую ставит перед собой учитель и успешно реализует ее на каждом уроке и во внеклассной работе.

Особое место в системе работы Муковозовой ЛИ.- занимает развитие творческих способностей учеников. Уже в 5 классе они пишут творческие сочинения, ведут дневники, содержащие размышления и о прочитанном, и о жизни, учатся рецензировать и оценивать прочитанные книги, вдумываясь в отношение автора к героям и событиям. Под руководством Лидии Ильиничны каждый школьник учится творчеству, приобретает навыки самостоятельно отбирать материал, подчинять его раскрытию главной мысли, темы сочинения, учится вырабатывать свой подход к раскрытию темы, находить точные слова для выражения своего отношения. Ее учащиеся любят писать сочинения, часто посвящают их людям родного села, тем, кто успешно трудится. Она учит ребят брать интервью, составлять вопросы и готовиться к беседе с будущими героями сочинений, учит культуре общения. Она разработала и использует на практике систему перспективных заданий, на выполнение которых школьникам отводится необходимое время.

По выполнению каждого задания учитель дает рекомендации, указывает конкретные материалы по данному вопросу, имеющиеся в кабинете, в сельской библиотеке, рекомендует источники для самостоятельного отбора. Учащиеся при этом приобретают навыки самообразовательной работы, а на уроках и внеклассных мероприятиях учителю удается значительно расширить и разнообразить круг суждений и мнений, получить на все поставленные вопросы глубокие, убедительные ответы, найденные самими учащимися.

Воспитывая у школьников потребность в непрерывном образовании, умение самостоятельно пополнять свои знания, она уделяет большое внимание работе со словарями и справочной литературой. Уже с 5 класса она знакомит детей со всевозможными лингвистическими словарями, различными энциклопедическими изданиями. Работа со словарями вызывает у школьников большой интерес, так как умение «читать сло-варь» открывает перед ними неисчерпаемые богатства мира слов, воспитывает эстетическое отношение к слову, любовь к русскому языку.

Основа уроков русского языка и литературы Лидии Ильиничны - пристальное внимание к слову художественному, публицистическому, к слову печатному, звучащему, формирование у школьников бережного отношения к нему, понимания того, что в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа. Она подводит учащихся к убеждению, что ответственное, чуткое, бережное отношение к слову - гражданский долг каждого человека. На этой основе Муковозова Л. И. осуществляет теснейшую межпредметную связь уроков русского языка и литературы, творчески решает сложную задачу приобщения через слово к духовной культуре, истории, традициям.

Филологическая культура учителя, подлинная интеллигентность, исключительное трудолюбие, требовательность к себе, увлеченность своим делом играют большую роль в речевом развитии учащихся, их нравственном воспитании. Лидия Ильинична обращается к уму и сердцу каждого ученика с искренностью и доверием, что создает особую атмосферу духовного общения на уроках, поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества.

Любит она раньше всех приходить в уютный и ухоженный класс и встречать учеников, дарит им частичку своей души. О таких и говорят: «Учитель с большой буквы».

«Я знаю, - рассуждает она, - трудно всем: и учителям, и воспитателям. Я также хорошо знаю, какой бы груз не лежал на плечах сегодняшнего учителя, он должен делать все, чтобы было легко, светло и радостно на душе у ребенка». Вот с такими мыслями работает Лидия Ильинична. Еще тогда, когда она 48 лет назад из далекой России приехала в горное село Анчих и связала свою судьбу с этим селом, когда она начала свои первые шаги в школе, она решила в первую очередь сеять в души детей семена добра. Для детей она стала не только учителем, добрым и требовательным, но и добрым ласковым другом, наставником.

Опыт работы Лидии Ильиничны заслуживает высокой оценки с позиций современных требований к обучению и воспитанию учащихся. Она творчески решает те задачи, которые ставит перед школой сама жизнь.

В работе с детьми нет мелочей. Каждому важно сказать главное, главное именно для него. Она хорошо знает своих учеников, охотно о них говорит: Не о классе. О каждом ученике. Умение дойти до каждого, понять его мир, его интересы, направить и совершенствовать его вкусы - вот к чему стремится учитель. Сиюминутные суждения учащихся на уроках - не всегда показатель их внутренней убежденности. Проверяет слова жизнь. Разные пути выбирают ученики Лидии Ильиничны: среди них и учителя, и врачи, и юристы, и строители. Главное даже не в этом. Просто хорошие люди.

Прошел 47 (уже 55 – прим. ред.) год педагогической деятельности Лидии Ильиничны. Каждый день приходит она в школу, в свой дом, к своим детям, чтобы вместе с ними подняться ещё на одну ступеньку по трудному пути жизни, чтобы дать им и сегодня урок на всю жизнь.

 

М.А. Расулов,

зав. кафедрой русского языка и литературы ДИПКПК

УЧИТЕЛЬ ДАГЕСТАНА № 12, 2003

 

Зайнаб

Школа – интернат I вида

Поселок Ленинкент РД

Директор Магомедмирзаева Зайнаб Магомедовна

 

31 августа 2004 года ря­дом с поселком Ленинкент города Махачкалы состоялось торжественное   открытие нового здания Ма­хачкалинской школы-интерната для глухих и слабослышащих детей.

Торжественную церемонию о тогда открыл Глава Администрации г. Махачкалы Саид Амиров:

"Уважаемые товарищи! Прошел год с небольшим после того ужасного и трагического события - по­жара в здании школы-интер­ната для глухих и слабослы­шащих детей. Для всех нас - родителей, педагогов, руководителей – гибель детей стала огромной болью и потерей. Госсовет и Администрация города решили в кратчайшие сроки возвести новое совре­менное здание школы-интер­ната.

И вот сегод­ня мы к началу учебного года открываем но­вый современ­ный комплекс школы-интер­ната, который состоит из восьми трех и двухэтаж­ных корпусов, включающих учебные клас­сы и жилые помещения, корпус произ­водственного обучения, пищеблок, сто­ловую, актовый и спортивный залы и по­мещения для автономного инженерного обеспечения. Это трансфор­маторная под­станция, газо­вая котельная, канализацион­ные очистные сооружения, две пожар­ные емкости и емкости для водоснабже­ния.

Сло­вом, здесь дети будут жить. учиться, проходить про­изводствен­ную практику, заниматься спортом, художествен­ной самоде-ятельностьюпроводить свои отдых и досуг. Здесь предус­мотрено все для полного жизнеобеспе­чения..."

 

Тепло общего дома

 

- В чем главная специфика Вашего учебного заведения?

- Мы — школа интернат перво­го вида. Нет той пугающей аббре­виатуры «для глухих и слабослы­шащих». Мы первые во всем для наших детей, второй дом и, может быть, самая главная надежда в их жизни. Это уже ко многому обязы­вает. Сегодня легко быть богатым, успешным, развитым, гораздо труднее быть добрым и сопережи­вающим. Мы - та самая нить между этими детьми и светом, обществом и той возможностью, которое дает им государство самоутвердиться. Нить связующая и фильтрующая действительность, оберегающая добро от зла. Однажды испытав тот страшный пожар и потерю детей, общество не может не делать все возможное и невозможное для них — быть гарантом их безопасного и счастливого детства.

Нашим детям дана эта воз­можность, имея природную глухо­ту, слышать и видеть от взрослых только хорошее.

- Вы переехали в новую, я бы даже сказала, в сказочную, школу. Какие плюсы и минусы принесло Вам это новоселье?

-  Новая школа, которую после пожара подарил нам город, исклю­чает многие минусы в самой рабо­те директора и коллектива. У нас нет головной боли со снабжением, с   ремонтом.   Все   коммуникации новые,   налаженные.   Нам   особое внимание  и  доверие  со  стороны городских   властей,  только   рабо­тай и ни о чем больше не думай. В самом   начале   были   проблемы   с транспортом, но и это наладилось. Ходит маршрутное такси, работает вахта.  Небольшие  проблемы  нам создают сквозные ветра, дующие с буйнакского перевала, но этот воп­рос может разрешиться только за счет зеленных насаждений. Между нами должна встать, оградив нас от ветров, лесополоса. Думаю это дело будущего. Мы уже посадили более 400 саженцев, будем усиливать это направление деятельности.

-Кто живет и учится в школе-интернате?

-У нас 202 ученика. Представле­ны дети двух категорий, с наследс­твенной глухотой [их большинство] и с приобретенной глухотой. Вторую категорию  постепенно  возвраща­ют в зону слышимости с помощью сложнейших методик и занятий. У нас  четыре  медика,   необходимая аппаратура. Главное, вовремя вы­ являть у детей остаточный слух и начинать с ними правильно рабо­тать, отдавая им не только слуховые аппараты, но и свою любовь, час­тичку себя и домашнего уюта.

Дети у нас с пятилетнего возраста и до окончания школы. Это хорошо, мы знаем о них фактически все и, оттого, легче их готовить к взрослой жизни. И они к нам привыкают и до­веряют.

-Кстати, о привыканиях и адап­тации.

-Трудности в том, что пока они здесь, им море по колено, но когда они выезжают на конкурсы, экскур­сии, выставки и даже домой к ро­дителям и близким - они теряются, появляется    комплекс.    Наверное, большое значение имеет адаптация к внешнему миру.

-Как смягчить это вхождение во взрослую и суровую жизнь?

-Только начав эту работу с де­тства, с их взаимоотношений с ро­дителями, друзьями. Хотя у нас ро­дительский день - суббота, бывает так, что родители приезжают с гор по своим делам неожиданно и, по­жалуйста,  любой   день   они   могут провести вместе, пообщаться, от­дохнуть. Если родители увозят детей на время домой, тяжело их приво­зить, расставаться с ними. Много случаев,  когда  наши дети, будучи дома,   стремятся   побыстрее   вер­нуться назад. Им нравится здесь.

-Трудно ли им дается учеба?

-Очень трудно. Учиться, прежде всего, должно быть интересно. Не­обходимо   преодолеть тот  барьер, который мешает ребенку приступить к этому процессу. Здесь особеннос­ти и физические и медикаментоз­ные. У нас есть компьютерная про­грамма, по которой дети видят, как говорят, могут методом игры рабо­тать над своей речью. Немых детей не бывает, есть, которые не могут говорить, их надо учить этому. Есть новейшие цифровые слуховые ап­параты, которые уже востребованы. Вот я выискиваю их и по Интернету, и по всевозможным каналам, но они очень дорогие.

Мы стараемся не отставать от всего передового, что уже имеется и разрешено. У нас компьютерный класс, спортзал, кабинеты домо­водства, мастерская. Я обратила внимание на то, что дети, ущемлен­ные в слухе, имеют повышенные по­казатели в силе и ловкости. У ребят пользуется успехом футбол, были даже в Москве, привезли кубки и грамоты. Любят также дзюдо и на­стольный теннис. Также дети очень любят рисовать, ткать ковры и вы­шивать. Во всем этом нам постоян­ную поддержку оказывают «Киргу», «Билайн» и «Денеб», хватает и час­тных спонсоров. Правда, первона­чальный их энтузиазм сейчас не­много спал.

-Наверняка, успех в работе с детьми может быть только у профес­сионального педагогического кол­лектива...

- Лет десять назад в Ленинград­ский институт сурдопедагогики от нас выезжало 11 педагогов, где они повышали    квалификацию    около года. С этого и началась професси­ональная работа с глухими детьми. Сегодня же отправить в таком коли­честве учителей на переподготовку у нас нет возможностей. Зато у нас есть специалисты сурдопедагогики с 50-летным стажем, которыми мы очень гордимся. Они и берут на себя заботы по помощи молодым педа­гогам.

На работу к себе мы приглашаем, прежде всего, выпускников наше­го пединститута. Думаю, молодые учителя, прошедшие школу жизни в наших дагестанских условиях, бо­лее готовы к трудностям и отзывчи­вы на чужую беду.

 - Как относятся к Вам ваши глав­ные шефы - городские власти?

- Отношение главы администра­ции Махачкалы к нам отеческое. Как в семье определяют больного ребенка; он самый любимый и вни­мания и помощи ему больше, чем остальным, так и нам, ни в чем не отказывают.

Возможности трудоустроить де­тей после школы, ограничены, но с помощью Саида Джапаровича Амирова мы находим выход. Вот недавно договорились с СПТУ-17, что дети будут уроки труда, практику проходить у них. И дальше, уже есть договоренность с директором, по возможности учиться в ПТУ, вли­ваться в трудовые коллективы мас­теров на строительстве, по ремон­ту. Думаю, это доброе начинание поддержать и другие руководители предприятий нашего города.

Довольно часто на практику, ра­боту и учебу наши дети отправляют­ся в Буйнакск, Краснодар, Армавир, Москву. В этом также помогает го­родская администрация.

- Какие у Вас пожелания детям и родителям?

- Каждый год, первого сентября во всех школах, наверняка, раду­ются    наводнению    детей-перво­клашек, их радостным и счастли­вым лицам. У нас особая школа и мы огорчаемся, увидев испуганные лица детей, которых привозят к нам. Это уже потом, мы делаем все, что­ бы в дальнейшем они радовались полноценной жизни, находили в на­шем коллективе свой родной дом и понимание, именно такое, которое может дать только семья и любовь.И мы, и впредь, будем делать для этого все возможное.

И все-таки, мои пожелания, что­бы больных детей было меньше, пусть дети рождаются здоровы­ми. Ведь многое зависит от нас, от взрослых, от нашего образа жиз­ни, от отношения к собственному здоровью, от заботы и внимания к детям.

Любите и берегите детей.

Беседовала Салихат Нурмагомедова

Журнал «Лицо Кавказа», № 5, март 2009 год

Завуч Индиранской СОШ

Во времена Советской власти для работников МТФ была открыта на-чальная школа в прикутанном хозяйстве с. Анчих, затем дети продолжали учебу в Бутушском школе-интернате, куда надо было ходить пешком 10 км. Заведующими начальной школы были Гаджимагомедов Магомед, Гайдарбеков Магомед. Сейчас школой заведует Арашев Джамалодин.

В 1990 году по инициативе нашего односельчанина Османова Абдулатипгаджи началось строительство новой школы. Было много споров насчет места возведения здания, ведь анчихцы живут в трех населенных пунктах - Гаврил, Индира и Андуз. Предпочтение отдали Индире, так как это селение занимало промежуточное местоположение. Для руководства строительными работами и набора педагогов в Индиру был направлен Юсупов Юсупгаджи Магомедович. Он проявил себя как умелый руководитель и талантливый организатор? В новом учебном году дети учились в отстроенном корпусе. Школа получила статус НСШ (неполная средняя школа), заодно стал функционировать и пришкольный интернат. На базе школы для работающей молодежи был открыт УПК (учебно-консультативный пункт) вечерней школы ТУО, которым стал руководить учитель Гаджиев А.Т.

Хочу особо отметить деятельность первого директора школы Юсупова Ю.М. Это был удивительный человек, в нем был заложен талант организатора.

В 1971 году он закончил ДГПИ, физкультурный факультет. Несколько лет работал учителем в Анчихе. До сих пор вспоминают об успехах его учеников на соревнованиях по волейболу и в/борьбе среди школ Ахвахского района. В 1975 году Юсупгаджи с семьей переехал в г. Махачкала и стал работать преподавателем физкультуры в художественном училище, затем его назначили директором Индиранской НСШ. Здесь раскрылись его профессиональные качества как руководителя и организатора.

Остро стоял вопрос о водоснабжении школы. Юсупгаджи совместно с председателем колхоза Гамзатовым М.Х. добились пробурения артезианской скважины возле школы.

Тяжелая болезнь унесла из жизни этого замечательного человека, Юсупгаджи умер в марте 1996 года. Друзья коллеги, односельчане всегда с теплотой вспоминают о нем.

По инициативе директора Махачкалинского лицея №17 Магомедкамилова Магомеда возле родной школы возвели памятник Юсупову Ю.М. Доставка, установка производилась на средства Магомеда.

Хочу выразить ему благодарность за материальную помощь школе. Школе он подарил десять гимнастических мат, библиотеку из двух тысяч книг, одежду и обувь детям малоимущих семей. Это неполный перечень того, что получила школа от него. Спасибо ему за это, он верен памяти друга.

В 1997 году школа получила щедрый подарок от другого нашего одно-сельчанина Османова Абдулатипгаджи. На свои средства он выкупил недо-строенную колхозную контору вместе с Домом культуры. Мы вместе с Хали-довым Ахмедом приспособили эти помещения под пищеблок и спортзал для школы. Сегодня здесь местные жители проводят даже свадебные торжества. Огромный, просторный спортзал в сельской местности большая редкость. Не только у воспитанников школы, но и у жителей села есть возможность теперь заниматься своим любимым видом спорта в этом здании.

С июля 1996 года школой руководит Магомедов Магомед Расулгад-жиевич, ранее работавший заведующим Индиранской НШ в Андузе. За годы его руководства улучшилась материально-техническая база школы. Школа получила интерактивную доску, три кабинета. В 1997 году школа получила статус средней общеобразовательной. Во всех этих преобразованиях большая заслуга принадлежит Османову Абдулатипгаджи. Надо честно признаться, что благодаря ему школа полноценно функционирует, намечаются положительные сдвиги в других начинаниях.

За годы работы школа дала путевку в жизнь 116 своим воспитанникам. 43 наших воспитанника закончили институты, 14 человек -техникумы, 4 - профтехучилище. Выпускники нашей школы нашли свое достойное место в жизни и работают на благо общества. Это цифры, но за этой статистикой кроется кропотливый труд каждого работника школы. Сегодня в нашем пед-коллективе работают два заслуженных учителя Дагестана и два почетных работника общего образования РФ. Настоящим призванием нашей школы стало то, что у нас стали проводить методические семинары географов, библиотекарей и пионервожатых, учителей физкультуры и ОБЖ

Благодаря помощи министерства образования и науки РФ ведутся работы по озеленению территории вокруг школы. Наш коллектив строит свою работу в тесном контакте с родительским комитетом и общественностью се-ла. Школа ежегодно оказывает посильную помощь в уборке сельхозпродук-ции СХК «Анчихский», а руководство со своей стороны оказывает нам материальную помощь. Так например, для школы выделен участок, где на уро-ках биологии и труда, мы учим детей различным сельскохозяйственным навыкам.

Сегодня самой острой и труднорешаемой проблемой для школы остается ежегодно уменьшающийся континент учащихся. Приостановить отток молодежи в города можно лишь совместными действиями на уровне всей республики. Это проблема не только нашей школы, но и проблема всех сельских школ республики.

В заключении, я хочу выразить благодарность учителям, работавшим в нашей школе в различные годы и, которые внесли свою лепту в обучение и воспитание наших детей. Это Мухамагазим и Салимат, Барият из Алака, Равханат, Асият, Саликат из Хелетуры, Эскандеровы, Асланов из Куруша, Кадиев Ахмед из Тукита и многие другие.

Успехов вам в труде, здоровья и счастья!

 

Муковозова Лидия Ильинична

 

слева 1-аяВ душе каждого человека заложено то, от чего он испытывает чувство гордости и радости за себя. Я рада, что связала свою жизнь с анчихцами. Как молодой специалист, после училища, я была направлена в Анчих, обучать грамоте сельских детей. К моей радости, педколлектив школы оказался дружным, сплоченным, трудолюбивым. Вначале было как то непривычно, незнакомое место, другие люди, культура, но со временем я привыкла и теперь не мыслю себя без анчихцев. Старалась как могла, трудилась, вначале учителем физкультуры, затем стала обучать детей русскому языку, была завучем школы. Прошло не одно десятилетие, а в памяти еще свежи первые шаги своей работы в школе. Мои ученики -Шихабудиновы Патимат и Салимат, Гаджиев Магомед, Гаджиев Ахмедбег, Темирсултанова Зумайрат, Рахматулаева Асият, Надирбеков Назир, Арашева Тамара после школы поступили в институт. Их ждали в селе, на них надеялись. После учебы они пришли работать в родную школу – вот радость-то какая.

Мои ученики – мои коллеги, родных у меня рядом не было, но всегда со мной были вы и в горе и в радости. Коллектив наш дружный, работоспособный, коллеги мои трудяги. Каждый из них возьмется за любую работу. Ни один предметник не оставит ученика без ответа. У каждого учителя есть своя тема для самообразования. Учитель без учебы перестает быть учителем. Школа работает над темой: «Использование новых педагогических инновационных технологий в обучении учащихся». В школу поступило оборудование для кабинетов. Обо всем заботятся мои ученики. Мало учащихся в школе, но что поделаешь. Будем учить тех, кто есть. Сколько бы не было учеников в классе, учителя наши добросовестно готовятся к урокам, к внеклассным мероприятиям. Весной и осенью всем коллективом с учащимися ходим на экскурсию в лес, в поле. Здесь игры, пляски, шутки, смех, песни. А песни поются там, где душа радуется. Самое важное в нашем коллективе взаимопонимание, ответственность, трудолюбие, честное отношение к своему делу. Хорошая семья видна по вос-питанности, вежливости детей.

Мой коллектив виден по тем ученикам, которые нашли свое место в жизни, наши ученики студенты, руководители и просто честные тру-долюбивые люди. Как приятно слышать - это ученик анчихской школы.

Желаю нашему коллективу здоровья, долгих лет жизни честно и долго трудиться на радость землякам, во благо общества

«Анчих», № 2, 2010 год

До установления власти большевиков образование было сосредоточено в руках частных лиц и медресе. Оно сводилось к чтению Корана и таких книг как «Бустан» и других, написанных на аджаме (аварское письмо на основе арабской графики).

Говорят, в прошлом было много алимов, о которых знали далеко за пределами аула. Но тот факт, что они не оставили после себя сколько-нибудь значимого письменного наследия, говорит о том, что их способности ограничивались знаниями основ ислама, толкованием Корана, исполнением ритуальных действий, чтением проповедей, возможно, ведением кое-какой переписки…

До 30-х годов обучение в школах велось на основе латинской графики. Вероятнее всего, это являлось подготовкой к введению в горах Дагестана обучения на кириллице. Вся хитрость заключалась в том, что замена аджама латиницей должна была поглотить негативное отношение населения к русской графике. По другой версии, большевики латиницей готовили народы Дагестана к победе мировой революции, чтобы они легко нашли взаимопонимание с иностранными пролетариями.

В 1938 году учёбу во всех дагестанских школах перевели на кириллицу.

Муртазалиев Гаджи в своих записках по истории села вспоминает: «Первую светскую школу в селении, видимо, открыли в 1929 или 1930 году. Она располагалась возле мечети в доме, отнятом у нас. У кулаков отбирали дома и использовали их под школы и другие учреждения. У нас отняли дом, стоявший сбоку от Джума-мечети, и в нём организовали сначала школу, а затем магазин. Правда, позже дома вернули хозяевам, но имущество, урожай и скот не вернули никому.

Через пять лет (1940) в селе открыли неполную среднюю школу, семилетку. Первый выпуск школьников, окончивших её, состоялся в 1942 году. Среди выпускников были: я (Муртазалиев Гаджи), Гаджиев Магомед, Гаджимагомедов Зиявудин, Гажардибиров Магомед, Шангереев Шакир, Омарова Патимат и Джамалова Патимат. В это время под школу были приспособлены дома Асадулы в ГьантIва и Лабазана в Анчакьи.

После семилетки некоторых из нас назначили учителями, организовав в селении Карата полуторамесячные курсы. Эти курсы прошли я, Гаджимагомедов Зиявудин, Гаджиев Магомед и Гасандибиров Магомед».

«В 1956 году школа стала восьмилетней, в 1960 – средней. К 70-м годам обучением в школе было охвачено 450 учащихся. Школа не могла уместить такое количество детей, и стал вопрос о новом корпусе школы, который за короткий срок собрали из готовых щитков. А для детей колхозников, живущих в кутане, в 1967 году открыли начальную школу» (Г.М.Н.).

В 90-е годы усилиями Юсупова Юсупгаджи в Индире открыли школу-интернат, которая носит имя ее основателя. При этом начальную школу сохранили в Андузе. В селении же Анчих, в связи с миграционными процессами, контингент обучающихся сократился почти пять раз, понизившись до 100 человек.

Пока стоял вопрос о подготовке учительских кадров для школы из числа своих же выпускников, по направлению в Анчих приезжали педагоги из многих регионов России, которые, по словам Ахмеднабиева А.У., «привнесли в устоявшийся относительно патриархальный быт мусульман вечеринки с танцами и застольями со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Десятки педагогов района прошли в Анчихе стажировку. Для приезжих построили специальный жилой дом (жилдом), в котором впоследствии в начальных классах обучались сотни анчихцев. Лишь к началу 80-х годов проблема педагогических кадров была решена, и почти весь коллектив учителей укомплектовали местными педагогами. Заслуги некоторых из них оценены высокими званиями «Заслуженных учителей Республики Дагестан». Первыми в этой плеяде можно назвать Гаджиева Магомеда и сестёр Шихабудиновых - Патимат и Салимат. Затем высокого звания удостоились директор ДЮСШ № 3 г. Махачкалы Гамзатов Хавлатип Хавлатипович, директор Анчихской СШ Рахматулаев Магомедгаджи Исламович, Темерсултанова Зумайрат Шейхоевна, Муковозова Лидия Ильинична, Мирзаев Имамбег Гаджиевич, Гаджиев Магомедбег Магомедович, старший преподаватель МССШМ МВД РД Гаджиев Ахмедшарип Магомедович.

Несколько десятилетий своей жизни посвятила обучению анчихцев учитель русского языка и литературы Муковозова Лидия Ильинична, уроженка станицы Вознесенская Краснодарского края. Во время войны погибли её родители, и она воспитывалась в детском доме. После окончания Ейского педагогического училища по распределению приехала в Дагестан. Её направили в Анчихскую семилетнюю школу учительницей физкультуры. Затем она окончила филологический факультет пединститута и связала свою судьбу с анчихцами, с суровым горским бытом и стала одной из уважаемых учителей района.

В 90-е годы наметилось стремление учащихся окончить школу на медали. Первой в этом ряду была Алмасханова Наида, которая в 1997 г. получила серебро. На золотую медаль школу окончили Гаджиев Расул Ахмедбегович и Рахматулаева Асият Магомедгаджиевна. За пределами села золотые медали получили Курбанов Курбан Шарипович, Абдулагаджиева Патимат Умаргаджиевна (Ботлихская средняя школа)…