Зайнаб

Школа – интернат I вида

Поселок Ленинкент РД

Директор Магомедмирзаева Зайнаб Магомедовна

 

31 августа 2004 года ря­дом с поселком Ленинкент города Махачкалы состоялось торжественное   открытие нового здания Ма­хачкалинской школы-интерната для глухих и слабослышащих детей.

Торжественную церемонию о тогда открыл Глава Администрации г. Махачкалы Саид Амиров:

"Уважаемые товарищи! Прошел год с небольшим после того ужасного и трагического события - по­жара в здании школы-интер­ната для глухих и слабослы­шащих детей. Для всех нас - родителей, педагогов, руководителей – гибель детей стала огромной болью и потерей. Госсовет и Администрация города решили в кратчайшие сроки возвести новое совре­менное здание школы-интер­ната.

И вот сегод­ня мы к началу учебного года открываем но­вый современ­ный комплекс школы-интер­ната, который состоит из восьми трех и двухэтаж­ных корпусов, включающих учебные клас­сы и жилые помещения, корпус произ­водственного обучения, пищеблок, сто­ловую, актовый и спортивный залы и по­мещения для автономного инженерного обеспечения. Это трансфор­маторная под­станция, газо­вая котельная, канализацион­ные очистные сооружения, две пожар­ные емкости и емкости для водоснабже­ния.

Сло­вом, здесь дети будут жить. учиться, проходить про­изводствен­ную практику, заниматься спортом, художествен­ной самоде-ятельностьюпроводить свои отдых и досуг. Здесь предус­мотрено все для полного жизнеобеспе­чения..."

 

Тепло общего дома

 

- В чем главная специфика Вашего учебного заведения?

- Мы — школа интернат перво­го вида. Нет той пугающей аббре­виатуры «для глухих и слабослы­шащих». Мы первые во всем для наших детей, второй дом и, может быть, самая главная надежда в их жизни. Это уже ко многому обязы­вает. Сегодня легко быть богатым, успешным, развитым, гораздо труднее быть добрым и сопережи­вающим. Мы - та самая нить между этими детьми и светом, обществом и той возможностью, которое дает им государство самоутвердиться. Нить связующая и фильтрующая действительность, оберегающая добро от зла. Однажды испытав тот страшный пожар и потерю детей, общество не может не делать все возможное и невозможное для них — быть гарантом их безопасного и счастливого детства.

Нашим детям дана эта воз­можность, имея природную глухо­ту, слышать и видеть от взрослых только хорошее.

- Вы переехали в новую, я бы даже сказала, в сказочную, школу. Какие плюсы и минусы принесло Вам это новоселье?

-  Новая школа, которую после пожара подарил нам город, исклю­чает многие минусы в самой рабо­те директора и коллектива. У нас нет головной боли со снабжением, с   ремонтом.   Все   коммуникации новые,   налаженные.   Нам   особое внимание  и  доверие  со  стороны городских   властей,  только   рабо­тай и ни о чем больше не думай. В самом   начале   были   проблемы   с транспортом, но и это наладилось. Ходит маршрутное такси, работает вахта.  Небольшие  проблемы  нам создают сквозные ветра, дующие с буйнакского перевала, но этот воп­рос может разрешиться только за счет зеленных насаждений. Между нами должна встать, оградив нас от ветров, лесополоса. Думаю это дело будущего. Мы уже посадили более 400 саженцев, будем усиливать это направление деятельности.

-Кто живет и учится в школе-интернате?

-У нас 202 ученика. Представле­ны дети двух категорий, с наследс­твенной глухотой [их большинство] и с приобретенной глухотой. Вторую категорию  постепенно  возвраща­ют в зону слышимости с помощью сложнейших методик и занятий. У нас  четыре  медика,   необходимая аппаратура. Главное, вовремя вы­ являть у детей остаточный слух и начинать с ними правильно рабо­тать, отдавая им не только слуховые аппараты, но и свою любовь, час­тичку себя и домашнего уюта.

Дети у нас с пятилетнего возраста и до окончания школы. Это хорошо, мы знаем о них фактически все и, оттого, легче их готовить к взрослой жизни. И они к нам привыкают и до­веряют.

-Кстати, о привыканиях и адап­тации.

-Трудности в том, что пока они здесь, им море по колено, но когда они выезжают на конкурсы, экскур­сии, выставки и даже домой к ро­дителям и близким - они теряются, появляется    комплекс.    Наверное, большое значение имеет адаптация к внешнему миру.

-Как смягчить это вхождение во взрослую и суровую жизнь?

-Только начав эту работу с де­тства, с их взаимоотношений с ро­дителями, друзьями. Хотя у нас ро­дительский день - суббота, бывает так, что родители приезжают с гор по своим делам неожиданно и, по­жалуйста,  любой   день   они   могут провести вместе, пообщаться, от­дохнуть. Если родители увозят детей на время домой, тяжело их приво­зить, расставаться с ними. Много случаев,  когда  наши дети, будучи дома,   стремятся   побыстрее   вер­нуться назад. Им нравится здесь.

-Трудно ли им дается учеба?

-Очень трудно. Учиться, прежде всего, должно быть интересно. Не­обходимо   преодолеть тот  барьер, который мешает ребенку приступить к этому процессу. Здесь особеннос­ти и физические и медикаментоз­ные. У нас есть компьютерная про­грамма, по которой дети видят, как говорят, могут методом игры рабо­тать над своей речью. Немых детей не бывает, есть, которые не могут говорить, их надо учить этому. Есть новейшие цифровые слуховые ап­параты, которые уже востребованы. Вот я выискиваю их и по Интернету, и по всевозможным каналам, но они очень дорогие.

Мы стараемся не отставать от всего передового, что уже имеется и разрешено. У нас компьютерный класс, спортзал, кабинеты домо­водства, мастерская. Я обратила внимание на то, что дети, ущемлен­ные в слухе, имеют повышенные по­казатели в силе и ловкости. У ребят пользуется успехом футбол, были даже в Москве, привезли кубки и грамоты. Любят также дзюдо и на­стольный теннис. Также дети очень любят рисовать, ткать ковры и вы­шивать. Во всем этом нам постоян­ную поддержку оказывают «Киргу», «Билайн» и «Денеб», хватает и час­тных спонсоров. Правда, первона­чальный их энтузиазм сейчас не­много спал.

-Наверняка, успех в работе с детьми может быть только у профес­сионального педагогического кол­лектива...

- Лет десять назад в Ленинград­ский институт сурдопедагогики от нас выезжало 11 педагогов, где они повышали    квалификацию    около года. С этого и началась професси­ональная работа с глухими детьми. Сегодня же отправить в таком коли­честве учителей на переподготовку у нас нет возможностей. Зато у нас есть специалисты сурдопедагогики с 50-летным стажем, которыми мы очень гордимся. Они и берут на себя заботы по помощи молодым педа­гогам.

На работу к себе мы приглашаем, прежде всего, выпускников наше­го пединститута. Думаю, молодые учителя, прошедшие школу жизни в наших дагестанских условиях, бо­лее готовы к трудностям и отзывчи­вы на чужую беду.

 - Как относятся к Вам ваши глав­ные шефы - городские власти?

- Отношение главы администра­ции Махачкалы к нам отеческое. Как в семье определяют больного ребенка; он самый любимый и вни­мания и помощи ему больше, чем остальным, так и нам, ни в чем не отказывают.

Возможности трудоустроить де­тей после школы, ограничены, но с помощью Саида Джапаровича Амирова мы находим выход. Вот недавно договорились с СПТУ-17, что дети будут уроки труда, практику проходить у них. И дальше, уже есть договоренность с директором, по возможности учиться в ПТУ, вли­ваться в трудовые коллективы мас­теров на строительстве, по ремон­ту. Думаю, это доброе начинание поддержать и другие руководители предприятий нашего города.

Довольно часто на практику, ра­боту и учебу наши дети отправляют­ся в Буйнакск, Краснодар, Армавир, Москву. В этом также помогает го­родская администрация.

- Какие у Вас пожелания детям и родителям?

- Каждый год, первого сентября во всех школах, наверняка, раду­ются    наводнению    детей-перво­клашек, их радостным и счастли­вым лицам. У нас особая школа и мы огорчаемся, увидев испуганные лица детей, которых привозят к нам. Это уже потом, мы делаем все, что­ бы в дальнейшем они радовались полноценной жизни, находили в на­шем коллективе свой родной дом и понимание, именно такое, которое может дать только семья и любовь.И мы, и впредь, будем делать для этого все возможное.

И все-таки, мои пожелания, что­бы больных детей было меньше, пусть дети рождаются здоровы­ми. Ведь многое зависит от нас, от взрослых, от нашего образа жиз­ни, от отношения к собственному здоровью, от заботы и внимания к детям.

Любите и берегите детей.

Беседовала Салихат Нурмагомедова

Журнал «Лицо Кавказа», № 5, март 2009 год

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter