Лидия Ильинична Муковозова родилась в 1936 году в станице Вознесенской Краснодарского края.

Во время войны погибли родители, воспитывалась в детском доме.

После окончания Ейского педагогического училища по распределению попала в Дагестан.

Направили на работу в Анчихскую семилетнюю школу. Конечно, в начале работы было много трудностей: незнание языка, обычаев, непонимание родителей учащихся, неуверенность в том, поняли ли ее язык дети, трудности с планированием. Но постепенно она привыкла к этим добрым отзывчивым людям - анчихцам.

Они ее встретили тепло, ласково, с уважением, как и подобает горцам встречать гостей. Все свои силы, доброту, мудрость отдала она воспитанникам.

Тут же она и встретила замечательного человека, с которым связала свою судьбу и суждено было остаться в горах.

Вместе с ней в те годы работало 11 учителей, которые приехали с разных концов России - Староверока А.С., Бурзак Р.П., Жарикова П,М., Мачехина B.C., Журцева Н.И., Тимошенко О.А., Битюцкая и другие.

Она имеет удивительный дар излучать добро, сеять в души доброе, вечное.

За многолетнюю работу не раз поощрялась грамотами отдела образования, имеет звания «Старший учитель», «Отличник народного образования РСФСР».

С благодарностью вспоминает каждого из своих учеников. С теплотой говорит об их родителях, которые поддерживали ее всегда и в горе, и в радости.

Изучение опыта работы Муковозовой Лидии Ильиничны районным управлением образования, сотрудниками методкабинета РУО показывает, что Муковозова ЛИ. - мастер педагогического труда.

Прекрасное знание литературы, широкая эрудиция, высокая педагогическая культура позволяют Лидии Ильиничне использовать все возможности современного урока, активных форм и методов обучения для становления личности школьников. Ее уроки воспитывают в учащихся подлинную любовь к литературе, развивают их ум и чувства, способности понимать нравственные и эстетические ценности.

Лидия Ильинична учит школьников вдумчиво читать, размышлять над прочитанным, активно участвовать в обсуждении на уроках произведений русской и зарубежной классики, книг современных писателей, искать в них ответы на жизненно значимые вопросы. Раскрывая на уроке духовный мир литературного героя, она формирует внутренний мир ученика. Эта сопряженность и определяет высокий нравственный уровень ее занятий.

Уроки Лидии Ильиничны отличает серьезная, творческая работа учащихся с текстом художественного произведения. Текст - первооснова уроков этого учителя: с работы над текстом начинается и заканчивается любой разговор и обмен мнениями о книге. Вот почему ей удается учить своих учеников самостоятельно постигать художественное произведение, воспринимать умом и сердцем мысли и чувства писателя, приобщать ребят к вдумчивому чтению. С этой целью Лилия Ильинична отбирает наиболее оптимальные формы и приемы работы с текстом: проблемный анализ, комментированное чтение, диспут, самостоятельное литературное творчество учащихся. Работе с текстом на уроке обычно предшествует самостоятельное знакомство учащихся с художественным произведением, это стало повседневной нормой работы учителя с 5 класса.

Детям предлагается задание на 5-6 минут: «Мои вопросы по прочитанному произведению». Что дает такой вид работы? Во-первых, учащиеся получают возможность спросить у учителя, что их интересует в связи с прочитанной книгой и ее героями. Во-вторых, незаметно для самих ребят, они учатся самостоятельно задавать вопросы, правильно и лаконично формулировать свои мысли. И, наконец, в-третьих, развивается познавательная активность школьников в предстоящей работе над текстом художественного произведения. Именно эти вопросы во многом и определяют характер и общую направленность анализа текста на уроках литературы.

Вот некоторые вопросы, интересующие ребят по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (5 класс): Почему сейчас мало таких ребят, как Тимур? Взрослые в поселке знали, что Квакин - вор и хулиган. Почему его не наказывали? Как Тимур все успевал делать?

Помочь ученику максимально раскрыть свои возможности, чтобы мысль его была раскрепощенной, чтобы творчество стало его стихией - вот задача, которую ставит перед собой учитель и успешно реализует ее на каждом уроке и во внеклассной работе.

Особое место в системе работы Муковозовой ЛИ.- занимает развитие творческих способностей учеников. Уже в 5 классе они пишут творческие сочинения, ведут дневники, содержащие размышления и о прочитанном, и о жизни, учатся рецензировать и оценивать прочитанные книги, вдумываясь в отношение автора к героям и событиям. Под руководством Лидии Ильиничны каждый школьник учится творчеству, приобретает навыки самостоятельно отбирать материал, подчинять его раскрытию главной мысли, темы сочинения, учится вырабатывать свой подход к раскрытию темы, находить точные слова для выражения своего отношения. Ее учащиеся любят писать сочинения, часто посвящают их людям родного села, тем, кто успешно трудится. Она учит ребят брать интервью, составлять вопросы и готовиться к беседе с будущими героями сочинений, учит культуре общения. Она разработала и использует на практике систему перспективных заданий, на выполнение которых школьникам отводится необходимое время.

По выполнению каждого задания учитель дает рекомендации, указывает конкретные материалы по данному вопросу, имеющиеся в кабинете, в сельской библиотеке, рекомендует источники для самостоятельного отбора. Учащиеся при этом приобретают навыки самообразовательной работы, а на уроках и внеклассных мероприятиях учителю удается значительно расширить и разнообразить круг суждений и мнений, получить на все поставленные вопросы глубокие, убедительные ответы, найденные самими учащимися.

Воспитывая у школьников потребность в непрерывном образовании, умение самостоятельно пополнять свои знания, она уделяет большое внимание работе со словарями и справочной литературой. Уже с 5 класса она знакомит детей со всевозможными лингвистическими словарями, различными энциклопедическими изданиями. Работа со словарями вызывает у школьников большой интерес, так как умение «читать сло-варь» открывает перед ними неисчерпаемые богатства мира слов, воспитывает эстетическое отношение к слову, любовь к русскому языку.

Основа уроков русского языка и литературы Лидии Ильиничны - пристальное внимание к слову художественному, публицистическому, к слову печатному, звучащему, формирование у школьников бережного отношения к нему, понимания того, что в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа. Она подводит учащихся к убеждению, что ответственное, чуткое, бережное отношение к слову - гражданский долг каждого человека. На этой основе Муковозова Л. И. осуществляет теснейшую межпредметную связь уроков русского языка и литературы, творчески решает сложную задачу приобщения через слово к духовной культуре, истории, традициям.

Филологическая культура учителя, подлинная интеллигентность, исключительное трудолюбие, требовательность к себе, увлеченность своим делом играют большую роль в речевом развитии учащихся, их нравственном воспитании. Лидия Ильинична обращается к уму и сердцу каждого ученика с искренностью и доверием, что создает особую атмосферу духовного общения на уроках, поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества.

Любит она раньше всех приходить в уютный и ухоженный класс и встречать учеников, дарит им частичку своей души. О таких и говорят: «Учитель с большой буквы».

«Я знаю, - рассуждает она, - трудно всем: и учителям, и воспитателям. Я также хорошо знаю, какой бы груз не лежал на плечах сегодняшнего учителя, он должен делать все, чтобы было легко, светло и радостно на душе у ребенка». Вот с такими мыслями работает Лидия Ильинична. Еще тогда, когда она 48 лет назад из далекой России приехала в горное село Анчих и связала свою судьбу с этим селом, когда она начала свои первые шаги в школе, она решила в первую очередь сеять в души детей семена добра. Для детей она стала не только учителем, добрым и требовательным, но и добрым ласковым другом, наставником.

Опыт работы Лидии Ильиничны заслуживает высокой оценки с позиций современных требований к обучению и воспитанию учащихся. Она творчески решает те задачи, которые ставит перед школой сама жизнь.

В работе с детьми нет мелочей. Каждому важно сказать главное, главное именно для него. Она хорошо знает своих учеников, охотно о них говорит: Не о классе. О каждом ученике. Умение дойти до каждого, понять его мир, его интересы, направить и совершенствовать его вкусы - вот к чему стремится учитель. Сиюминутные суждения учащихся на уроках - не всегда показатель их внутренней убежденности. Проверяет слова жизнь. Разные пути выбирают ученики Лидии Ильиничны: среди них и учителя, и врачи, и юристы, и строители. Главное даже не в этом. Просто хорошие люди.

Прошел 47 (уже 55 – прим. ред.) год педагогической деятельности Лидии Ильиничны. Каждый день приходит она в школу, в свой дом, к своим детям, чтобы вместе с ними подняться ещё на одну ступеньку по трудному пути жизни, чтобы дать им и сегодня урок на всю жизнь.

 

М.А. Расулов,

зав. кафедрой русского языка и литературы ДИПКПК

УЧИТЕЛЬ ДАГЕСТАНА № 12, 2003

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter