На днях в Москве прошёл Международный конкурс чтецов Корана, в котором принимали участие чтецы из 36 стран мира. На это мероприятие был приглашён и наш брат, Ахмад Анчихский, – пожалуй, самый популярный чтец Корана среди русскоязычных мусульман на сегодняшний день. Мы решили поговорить с ним об этом конкурсе, о его впечатлениях, а также о других вопросах, связанных с мусульманами.

– Ахмад, думаю, читателям было бы интересно узнать немного о тебе, а также о том, с чего начался твой путь в чтении Корана.

– Началось всё с того, что, по воле Всевышнего, один знакомый стал включать мне чтение Корана шейхомМишари Рашидом. Мне очень понравилось его чтение, даже почувствовал волнение в душе. Я и раньше умел читать Коран, но не относился к этому с должным вниманием и трепетом. Но после Мишари на меня нахлынули совершенно новые чувства. Я стал пытаться читать за ним, повторять и так, со временем, полюбил это дело. Однажды мне довелось совершить намаз в качестве имама, где я копировал чтение Мишари Рашида. Людям понравилось, вот с этого и началось.

А в качестве имама в мечети… это произошло в мечети «Ясин» (на улице Орджоникидзе в Махачкале – «ЧК»). В тот день мы опоздали на джамаат вечерней молитвы, и имамом на намаз поставили меня. Моё чтение услышал местный имам, и ему понравилось. А потом, в месяц Рамадан, он стал ставить меня имамом на таравих. Всё это получилось спонтанно. Потом оставил все свои дела и полностью посвятил себя делу, связанному с Кораном. Мы начали организовывать уроки, курсы и т. д.

– Ты был приглашён на Международный конкурс чтецов Корана, который недавно проходил в Москве. Какие у тебя остались впечатления от этого мероприятия?

– Конечно же, впечатления от этого мероприятия однозначно были положительными. Живя в местности, где фактически нет ничего исламского, где ты не слышишь азан или Коран, как в Дагестане, ты начинаешь скучать по всем проявлениям ислама. И когда в такой атмосфере, да ещё и в столице немусульманского государства, проходит конкурс по чтению Корана, на который были приглашены в качестве специальных гостей такие шейхи, как Абу Бакр Шатри, это становится праздником для мусульман.

– Посетителей собралось много?

– По сравнению с прошлым, на этом конкурсе было гораздо больше людей. Не знаю, связано ли это с тем, что был приглашён шейх Абу Бакр Шатри, или сам этот конкурс обрёл больший интерес среди людей. Концертный зал «Россия» был заполнен полностью. 

– Ты встретился с одним из знаменитых и любимых мусульманами чтецов Священного Корана – шейхом Абу Бакром Шатри. Что ты ощутил в этот момент?

– Я очень люблю учёных людей, очень люблю чтецов Корана и стараюсь быть к ним поближе. Увидев такого человека, я не смог удержаться и просто поздороваться с ним. Я обнял его, поцеловал голову и осыпал всевозможными дуа (смеётся).

– Кто является твоим любимым чтецом Корана?

– Если отбросить политические и другие моменты, то, на мой личный взгляд, лучшим из них является шейх Мишари Рашид. Помимо того, что он обладает красивым голосом, в совершенстве владеет всеми необходимыми науками по чтению Корана, он ещё и сумел популяризировать сам Коран, привить людям любовь к его чтению. К сожалению, некоторые из мусульман смотрят на чтецов Корана сквозь их политические воззрения и т. п. и, увидев в их делах какие-то неоднозначные поступки, начинают полностью ставить на них крест. Надо смотреть на чтеца Корана как на чтеца Корана. Ошибки людей не дают право отбрасывать то благо, которое у них есть. Повторю, что как чтец Мишари Рашид – №1.

– За последние дни в России произошло два события, связанных с Кораном. Одно из них – состоявший Международный конкурс чтецов Корана в Москве, а второе – это то, что пару дней назад один из российских судов признал смысловой перевод Корана Кулиева экстремистской литературой. Как ты прокомментируешь это решение суда?

– Как выпускник юридического вуза, даже не знаю, как и назвать это решение суда. С одной стороны, государство говорит о свободе вероисповедания, а с другой – мы видим инквизицию. Да, они говорят, что запрещают не сам Коран, а его смысловой перевод. Но ведь речь идёт об одном из самых лучших и верных переводов Корана. И почему это светский судья решает, что является экстремизмом, на основе перевода Корана? Даже мусульманину, если он не является учёным, запрещено просто брать текст Корана и на его основе делать какие-то выводы, извлекая нормы. Он должен опираться на толкования Корана, слова учёных и т. д. А тут светский суд берётся за такое дело. На мой взгляд, это либо провокация, либо просто глупость отдельных людей.

С другой стороны, подобные тенденции начались не сегодня, поскольку запрет классической исламской литературы планомерно идёт уже много лет. Причём среди запрещённых могут оказаться книги, в которых нет ничего, кроме дуа и азкаров. Например, «Крепость мусульманина». Может быть, это страх перед исламом. В связи с этим хотелось бы напомнить о двух аятах Корана, которые сразу приходят на ум:

1. «Они хотят погасить свет Аллаха своими устами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это ненавистно неверующим»;

2. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «Пророки», аят 107). Ислам – это милость для миров, его не надо бояться.

– На сегодняшний день ты совершаешь молитву в качестве имама в одной из крупных мечетей Махачкалы и тебе часто приходится видеться и общаться с простыми мусульманами, в особенности с молодёжью. Какие плюсы и минусы ты видишь в поведении мусульман?

– Безусловным и огромным плюсом является их любовь к религии и стремление что-то сделать для неё. Но не всегда хватает искренности либо мудрости и хороших манер. Так как искренность – это исключительно стремление к довольству Аллаха, оставляя свои страсти и желания. Сегодня есть учителя, но, к сожалению, нет воспитателей. Мать одного из праведных предков, когда отправляла его на урок к шейху, говорила ему: «Прежде чем научиться у него хадисам, научись у него адабу». Также одним из недостатков нашей молодёжи является то, что они часто и много занимаются обсуждением людей: кто что сказал, кто что сделал. Они задают вопросы человеку не для того, чтобы получить знание, а для того, чтобы определить человека: кто он, каких взглядов придерживается. Поэтому советую всем получать знания, а все возникающие вопросы адресовать учёным и слушать их.

Что касается бескультурья в обычной жизни, то, на мой взгляд, это скорее исключение, чем правило. Если оно даже и присутствует в поведении мусульман, то это наша вина, что мы недостаточно говорим на такие темы с нашими прихожанами, не воспитываем их. Само общество, простые люди не проявляют враждебность или ненависть, например, к бородатым мусульманам. Представь, сколько грязи и лжи за эти годы выливалось на мусульман, мол, они и террористы, и на матерях женятся, они и это делают, и то, но при всём при этом общество в целом нормально относится к мусульманам. Например, когда я с бородой прихожу куда-то, то вижу обычное отношение к себе, не вижу никакой агрессии.

Другое дело, что сами мусульмане порой злоупотребляют братской любовью других мусульман. Например, могут подводить по работе, недобросовестно относиться к своим обязанностям и т. д. То есть в адрес своего брата-мусульманина некоторые могут допустить такое отношение, которое не позволят в адрес других людей. Потому что знают, что это брат-мусульманин, может простить и т. д. Но мы сами должны останавливать неподобающее поведение среди мусульман, если видим это. Например, был случай, когда какой-то парень, на футболке которого было написано «Пророк Мухаммад», целовался в парке с девушкой. К нему подошли и аккуратно сделали порицание за такой поступок, который противоречит исламу.

Хамство присутствует в любом обществе. В Москве есть целое движение «СтопХам», которое борется с хамством на дорогах. Поэтому мы не можем сказать, что это черта каких-то отдельных людей и тем более мусульман. Более того, когда неподобающее поведение исходит от верующих мусульман, люди начинают удивляться этому. Это говорит о том, что общество понимает и признаёт, что ислам – это чистота, и не подобает мусульманину вести себя таким образом. Ведь это общество не порицает и не видит ничего плохого в том, что обычные парень и девушка где-то целуются или встречаются, или когда с их стороны происходят другие неподобающие поступки. Но когда это совершают верующие мусульмане, например, парень с бородой или в тюбетейке, или девушка в хиджабе, то они начинают обращать на это внимание. Значит, общество понимает, что эти люди находятся на пути истины и не имеют права так поступать. Но опять же, повторю, мы должны остерегаться дурных поступков. Не из-за боязни людей, а ради Аллаха, и чтобы общество не говорило плохо о мусульманах и исламе. Так мы должны беречь религию Всевышнего и достойно носить имя мусульманина.

 На твой взгляд, какие шаги необходимо предпринимать, чтобы изменить ситуацию в дагестанском обществе в целом в плане нрава и религии?

– Когда ты говоришь истину, соответствуешь своим словам, когда своим собственным примером показываешь, что значит быть мусульманином – это огромное дело. Люди не будут слушать просто слова. Они будут смотреть на поступки. Вспомните историю с Пророком Юсуфом, когда он был посажен в тюрьму. К нему подошли два его «сокамерника» и сказали: «Поведай нам толкование этого (их снов), ибо мы считаем тебя одним из праведников». Они по поведению поняли, что это праведный благородный человек и пришли к нему со своими просьбами о помощи.

Мы должны призывать своих родных и близких, своё окружение к нравственности и показывать пример своими делами. Но и само общество должно изучать свою религию. Они ведь относят себя к исламу.

 Некоторое время ты находишься в Москве, и в связи с этим в отношении тебя ходят разные разговоры: кто-то говорит, что ты сбежал из Дагестана, кто-то говорит, что ты уехал за лучшей жизнью. Как обстоят дела на самом деле?

– Да, сейчас я нахожусь в Москве по состоянию здоровья, прохожу лечение и ещё задержусь на некоторое время. Поэтому хочу сказать своим друзьям и недругам, что никогда не уеду куда-либо в поисках лучшей и лёгкой жизни. Я слишком люблю свой народ и тяжело переношу разлуку с ним, чтобы его бросить. Как только мне позволит здоровье, сразу же вернусь домой, иншааЛлах. В своё время я оставил все свои дела ради того, чтобы заниматься обучением и призывом, и намерен продолжить это дело. А результат в руках Аллаха, Которого мне достаточно.  

Дата: 

4 Окт 2013

Номер газеты: 

2013-10-04 №38

Автор: 

Умар Гаджиалиев

"Черновик"

В Анчихе на высоком уровне отметили праздник разговения Ид уль-фитр. Из города приехало много односельчан. Сельская Джума-мечеть едва уместила посетителей праздничной молитвы. Была хорошая посещаемость друг друга.

 

 

 В селе каждый день идут дожди. Однако в день праздника погода до вечера вела себя благосклонно.

Состоялся мавлид, провели зиярат, сделали подарок (телевизор, DVD...) имаму мечети Ахмаду в связи с тем, что закончился его трёхгодичный цикл работы в селе, и он должен поменять место работы. Анчихцы против того, чтобы менять имама и потому Мирзаев Имамбег, вручая подарки сказал:

-Через три года, Ахмад, подарков будет больше, и они будут лучше.

Спонсор подарков пожелал остаться неизвестным, но привёз их для вручения имаму Магомедов Махач, редактор газеты "Наш Анчих".

 

 

    

 

18 марта состоялся Республиканский конкурс на лучшее исполнение Мавлида. Среди финалистов выступал Саидгусейнов Саид, который исполнил Мавлид на нескольких языках: на турецком, арабском и аварском. Хотя Саид пока не занял призовое место, он стал участником конкурса восхваляющего Пророка (с.т.а.с). Участие в таком мероприятии это Победа, которая нас радует.
ИншаАллагь надеемся, что Саид примет участие и в других конкурсах

 

В честь месяца РАБИУЛЬ-АВАЛЬ, в котором родился пророк Мухаммад (с.а.в.), 01 февраля в пятницу после ночного намаза в мечети возле АТС-66 (проспект Акушинского)  состоится МАВЛИД. Организаторы приглашают односельчан посетить мероприятие, которое поможет заслужить довольство Всевышнего Аллагьа.

Примерное время ночного намаза 19.30

Последняя среда месяца Сафар

 

Последняя среда месяца Сафар в 2014 году приходится на 02 января. Передано людьми высокого духовного уровня, что каждый год в последнюю среду месяца Сафар на землю спускается 320 тысяч бедствий.

И все эти беды нисходят в последнюю среду месяца сафар. Месяц сафар, второй месяц мусульманского календаря следующим за Мухаррам. Месяц сафар считается неблагоприятным для длительных поездок.

Что делать нам, тем, кто хочет защитить себя, свою семью и всех мусульман от этих бед? Конечно, же, Всевышний Аллах вместе со всеми бедами и несчастьями указал нам пути предостережения от них.

Чтоб защитится от этих бед, желательно принимать следующие меры.

Надо совершить 4-х ракаатный намаз, совершив следующим образом намерение «Я намереваюсь совершить суннат намаз ахир арбаъ для предостережения от несчастий». .

В каждом ракаате надо читать после суры «Аль-Фатиха» суру «Аль-Кавсар» — 17 раз, затем суру «Ихлас» — 5 раз, суры «Аль-Фалак» и «Ан-Нас» по 1 разу и после окончания намаза следует прочесть следующее дуа:

بسم الله الرحمن الرحيم

اَللَّهُمَّ يَا شَدِيدَ الْقُوَى وَ يَا شَدِيدَ الْمِحَالِ يَا عَزِيزُ ذَلَّتْ

لِعِزَّتِكَ جَمِيعُ خَلْقِكَ إِكْفِنِى شَرَّ جَمِيعِ خَلْقِكَ يَا مُحْسِنُ يَا مُجْمِلُ يَا مُتَفَضِّلُ يَا مُنْعِمُ يا مُكْرِمُ يَا مَنْ لآَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ إِرْحَمْنِى بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّحِمِينَ
. اللهُمَّ بِسِرِّ الْحَسَنِ وَ أَخِيهِ وَ أَبِيهِ وَ جَدِّهِ وَ أُمِّهِ وَ بَنِيهِ إِكْفِنِي شَرَّ هَاذَا الْيَوْمِ وَ مَا يَنْزِلُ فِيهِ

يَا كَافِيَ الْمُهِمَّاتِ يَا دافِعَ الْبَلِيِّاتِ فَسَيَكْفِيكَهُمُ اللهُ وَ هُوَ السَمِيعُ العَلِيمُ وَ حَسْبُنَا للهَ وَ نِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلَى وَ نِعْمَ النَّصِيرُ
وَلاَ حَوْلَ وَ لاَ قُوَّةَ إِلاَ بِاللَّهِ الْعَلِيِّ الْعَظِمِ وَ صَلَّى اللهُ عَلَى نَبِيِّنّا ممُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَ عَلَى آَلِهِ وَ أَصْحَابِهِ أَجْمَعِينَ.

 

Бисмиллагьи р-рах1мани р-рах1ими

Аллагьумма я шадидаль къува ва я шадидаль мих1али я г1азизу заллатлиг1иззатика джамиг1у халкъика икфини шарра джамиг1и халькъика я мух1сину я муджмилю я мутафаззилю я мунг1иму я мукриму я сан ля илагьа илла анта ирх1амни бирах1матика я арх1ама р-рах1имин. Аллагьумма бисирриль Х1асани ва ахигьи ва абигьи ва джаддигьи ва уммигьи ва банигьи икфини шарра гьазаль явми ва ма янзилю фигьи я кафияль мугьиммати я дафиг1аль баллияти васаякфикагьуму ллагьу ва гьува с-самиг1уь г1алим. Ва х1асбуналлагьа ва ниг1маль вакилю ниг1маль мавла ва ниг1ма н-насиру ва ля х1авла ва ля къуввата илла биллагьиль г1алиййль г1азими. Ва салла ллагьу г1ала набиййна Мах1аммадин хайри халькъигьи ва г1ала алигьи ва асх1абигьи аджмаг1ин.

Перевод

О, Аллах, Сильнейший, Обладатель величайшей мощи,

О, Величию которого поклоняются все создания, убереги меня от плохого, исходящего от любого из Твоих созданий.

О, Делающий добро, О, Делающий хорошее. О, Возвеличивающий,

О, Дающий, О, Щедрый, О, кроме которого нет других богов,

пожалей меня своей жалостью,

О, Жалеющий из жалеющих. О, Аллах, прошу ради тайны Хасана, его брата (Хусейна),

деда (Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует),

отца (Али), матери (Фатимат) и их детей,

побереги меня от тяжестей этого дня и того,

что ниспосылается в этот день.

О, Который قولا Аллах,

Он лучший из тех, на кого полагаются.

Нет силы уйти от плохого и делать хорошее, кроме как с помощью Аллаха Высочайшего, Великого.

Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада и его умму,

сахабов.

Совершившего этот намаз в последнюю среду месяца сафар, Всевышний Аллах защитит от бедствий этого дня, ин ша Аллах

Также в этот день будет хорошо, написать следующую мольбу на тарелку чернилами, затем смыть водой и выпить.

بسم الله الرحمن الرحيم

سلام قولا من رب رحيم. سلام على نوح فى العالمين. سلام على ابراهيم سلام على موسى و هارون سلام على الياسين انا كذلك نجزى المحسنين. سلام عليكم طبتم فادخلوها خالدين. سلام هى حتى مطلع الفجر. و سلام على المرسلين الحمد لله رب العالمين.

Кроме того чтобы защититься в этот день следует раздавать побольше садака, во время восхода солнца.

 

мечетьВ Махачкале в Сепараторном поселке возле цумадинского рынка открыта квартальная мечеть. Имамом мечети назначен Расул Джабраилов, который несколько лет работал имамом в сел. Анчих. Мечеть находится по адресу А. Акушинского 88, возле АТС 66. Пока мечеть не имеет названия, но в народе её знают как мечеть анчихский . Имам мечети Расул приглашает всех желающих, особенно анчихцев, на первый пятничный намаз (рузман). Думаю, для близлежащих домов и коммерсантам цумадинского рынка проблема  с намазом решена. 

 

17 июля 2012

На призыв перевести старую рукопись с реальным результатом пока откликнулся только Джабраилов Расул Гаджилаевич, бывший имам анчихской сельской мечети. Спасибо, Расул.

Предлагаем Вашему вниманию его перевод на аварский язык и русский вариант содержания документа, который в окончательном  виде появится после основательного изучения документа.

..............................................................................................................................

Анчих  росулъ рукъзазул рик1к1ен 164 буго.

Росдал бет1ерасул изнуялдалъун киналниги балугъал.

Гьездасан данде гьаруна 150 къадар. Т1ок1ал х1аримазул х1акъалъулъ мушавара гьабизе цебе заманаялъ гьел кин рук1аралан вакилзаби ч1езаризеги гьабги 1293 сон гьижрияб, гьезги мушавара гьабуна (данде бай) г1одор риччан кин гьеб иш билъанхъинебали, кин гьел къват1ир рехилел, гьез пикру гъварид гьабидал, берги бег1ер гьабидал гьел рекъана х1арималда рарал бак1ал, рекьулел бак1ал, харинал, ахал жинда жанир гъут1би ругел…………………………………..

Минабиги рукъзалги ахалги, г1емер гъут1би  ругел х1арималъул гьел ругила кьуч1аб дарамги габун гьелги ричун росила гьезда квер лъурав чияс.

Г1анчхъадерил къуч1ал багьа лъолел чаг1аз багьаги ч1езебун х1арималъе вакил гьарурал  т1аса разилъун рищарал 6 чаг1аз анлъабгго тухумалдасан гьелги х1арималъул х1акъикъат бич1арал чаг1и бак1ал лъалел чаг1иги г1адамаздасан цоцаз бицун г1адамаздасан лъарал жалги рит1ун ч1арал г1агарлъиялдаги мадугьаласдаги амирасдаги бет1ерасдаги цеве киналниги разияб х1укму билъанхъизабизе жал рекъарал-разилъараб х1аримал къват1ир рехизе киназдаго рух1ч1аголъиялдаги гьоркьоб г1ахьалаблъун  гьелда т1асан квер босун анлъавго вакиласда гьоркьов к1алъазе ресги гьезие геч1о гьелъулъ даг1ба базе кинаб рахъалдасанги. Масала, вакилзабаца абуни гьаб фуланасул бащадаб мина яги кинабго бекьулеб бак1 росдал г1ахьалаб х1арималдасан буго абун гьез гьебги ч1езабуни х1арималдасан бук1ин бахъулев чияс гьезухъан гьеб бахъила, гьедин гьеч1они гьезда гьоркьоб  ханаф (сомнение) ккани х1арим яги мулк буго абун бет1ергьанчияс  даг1ба бани жидер цересел умумузул бак1 буго абун шарг1алдаги г1адаталдаги гьев чи нахъ  ч1валаро.

Гьаб х1укму билъанхъизабизе разилъарал чаг1аз жудорго килщал лъуна ц1аразда т1ад разилъиялъе г1аламатлъун. Вакиллъи къабуллъизе вакилзаби гьедизаруна к1удияб гьа гьедиялъ цоязда т1асан цоялрищич1ого рук1ине г1агарлъи мадугал хан-бет1ер бечедав мискинав т1аса вищич1ого вук1ине гьединго гьедизавуна т1оцевебет1ер росдал къази лъабавго х1аким цинги цог1аги гьездасан х1укмуялдасан разиялдасан хилифлъани жиндир ц1аралда килищги гьесда анц1го гъурущ росдае бахъила х1арималда квер хъваялъухъ яги росдае малъараб бак1алда хъваялъухъ туснахъан гьавила, вакилзабазе лъик1 бихьарабг1ан заманаялъ.

Анлъабго кьибилалъул вакилзабазда ц1аралин абуни

1. Къурамух1амад Мух1амадил вас (Кунилал)

2. Муртазаг1алил вас Дибир (Марзилал)

3. Дибирил вас Ханмух1амад (Табкилал)

4. Х1усенил вас Муртазаг1али  (Хулилал)

5. Х1ажимух1амадил вас Къат1у (Кичулал)

6. Мах1ачил вас Исмаг1ил  (Чигъулал)

Гьезул килщалги ц1аразда т1ад габ х1укму лъуг1иялъе печать кьабуна килщалги лъуна гьаб кагъаталда разилъиялъе билъанхъиялда рехсараб къаг1идаялъ.

26 январь 1895 

Нижги г1анчхъадерил жамаг1аталъул агьлу ва росдал диваналъул бет1ер.

 

Русский вариант

 

Количество хозяйств в селении Анчих 164.

По согласованию со старшиной села из них выбрали 150.

 Собрались решить вопрос харимов, чтобы через свидетелей определить, как они выглядели раньше и в спокойной обстановке решить вопрос как дальше быть с харимами, на которых построены дома и разбиты сады. Или данные земли должны быть освобождены или те, кто являются владельцами садов и домов, должны заплатить за них цену, установленную признанными в селении оценщиками при посредничестве 6 человек, представляющих основные тухумы села и пользующихся доверием и уважением. При этом их решение не может быть кем-либо оспорено. Но в тех случаях, когда представители села установят, что часть дома или сада находится на хариме и нет возможности оставить его в чей-либо собственности, то его у него отберут, но если возникнуть сомнения, и хозяин даст клятву, что это его собственность, то эта земля останется за ним.

Те, кто согласились претворить в жизнь это решение, подпишутся под документом путём приложения пальцев. Принято решение, осуществить соглашение, невзирая на лица, должности, родство, соседство, богатство и бедность. Тот, кто откажется от своей подписи и не исполнит решение по хариму, то с него в зависимости от вины взыщут в пользу села 10 рублей или же посадят в тюрьму на срок, который представители сочтут нужным.

Что касается представителей шести тухумов, вот их имена:

1.Курамагомед Магомеда сын – Кунилал

2.Дибир Муртазаали сын – Марзилал

3.Ханмагомед Дибира сын –Табкилал

4.Муртазаали Гусейна сын – Хулилал

5.Къат1у Гаджимагомеда сын –Кичулал

6.Исмаил Махача сын – Чигъулал

Они приложили пальцы под этим решением. Под документом поставлены печати и решено сделать так, как договорились.

26 январь 1895  (1293 по хиджре)

Мы, джамаат селения Анчих и председатель собрания (старшина)

 

Далее 150 имён

 

ХАРИ́М (от арабск. haram — "запретный")— земли, которые нельзя обрабатывать или застраивать.

 

 

Данный документ - это "научный" призыв к тем, кто связал себя с арабским языком, культурой, религией. Помогите перевести его. Если сами не можете, предложите перевести его тем из анчихцев, кто сможет это сделать. Нужен точный или максимально приближенный перевод. Мы часто слышим, что у нас много образованных ребят. Перед нами исторический документ, который нужно обнародовать на понятном для большинства языке -  анчихском, аварском или русском.

 

В селении идет строительство помещения для ритуальных мероприятий.  На данный момент построен каркас двухэтажного здания.  На первом этаже предполагается размещение помещения для соболезнования со скамейками, а на втором этаже, примыкающем к молельнему помещению - размещение комнаты для угощения гостей и родственников покойного (й).

  

 

В преддверии священного праздника Ураза-байрам у нас (газета "Махачкалинские известия"- прим. админ.) состоялась беседа с Магомедом Тажудиновичем Камиловым, советником Главы Администрации г. Махачкалы по вопросам религии, образованным, интеллигентным человеком, который не только знает ислам, но и может грамотно и доступно о нем говорить. И говорили мы о празднике Ураза-байрам, о человеке и о сути религии.

– Может быть, это не проблема Махачкалинской Джума-мечети, но я хочу спросить у вас. Я часто слышу такое мнение, что в непятничные дни, нецентральные мечети, особенно сельские, вообще пустуют. Так ли это и если да, почему это происходит? Почему мечети бывают переполнены в основном по пятницам?

 

– Что касается центральной мечети, она просто находится в удобном месте. Она большая и условия там тоже очень хорошие.Если говорить о том, где лучше человеку читать молитву – там, где больше посещаемость. С точки зрения религии, он получает за это вознаграждение. К тому же в центральной мечети работают грамотные люди, и если у человека возникает вопрос, ему на него ответят. На территории и вокруг центральной мечети много офисов, организаций, а сейчас не секрет, что среди интеллигенции появляется больше верующих, чем среди других социальных групп. С чем это связано? Ислам считается религией разума. Ведь Аллах возлагает на человека ответственность за грехи только тогда, когда он станет совершеннолетним и будет осознавать, анализировать свои поступки и отвечать за них. Там, где больше грамотных, образованных людей, всегда больше посещаемость мечетей. Поэтому мы видим, что за городом, где интеллигенции меньше, посещаемость мечетей невысокая. Если вы посмотрите, в обычный день в центральной мечети всегда заполнены пять-семь рядов. Но, к примеру, сегодня до утра мы были в центральной мечети, потому что была ночь Лайлатул къадр. Мечеть была переполнена. Было очень много молодежи в возрасте от шестнадцати до двадцати трех лет, где-то восемьдесят процентов. Пожилых людей практически не было. Это тоже о многом говорит.

– А о чем это может говорить?

– Ну о том, что, может, пожилым людям сложно далеко ходить, ну и то, что молодежь приходит к религии.

– В последнее время я замечаю, что многие отцы берут с собой своих маленьких шести–семилетних сыновей, когда идут на таравих–намаз в месяц Рамадан. Ну якобы, чтобы приобщать к этому с детства. Вообще надо это делать?

– Ислам отличается от других религий тем, что в мусульманской религии душа и тело – это одно целое. Они не отделены. И если человек уверовал, признал Создателя, то он должен это подтвердить физически, то есть твои поступки, твой образ жизни должны подтверждать твои внутренние убеждения. В связи с этим есть аят в Коране, который говорит о том, что поступки – это подтверждение веры. Сам ислам состоит из четырех составляющих. Первая – это когда человек признал существование Бога. Вторая – личный нрав человека. Третья – виды поклонения. Четвертая – твои отношения с обществом. Получается, что Аллах хочет от тебя, чтобы ты исправился сам и исправил свои отношения с окружением. Поэтому виды поклонения, такие как намаз, пост, молитвы, садака и т.д. – все это является служением Богу и исправлением своего нрава. В этом суть религии. Дети, конечно, в малом возрасте сознательно к вере не приходят. Но приучать их к обрядам, думаю, нужно. Они должны почувствовать ту духовную ауру и энергетику, которая бывает в мечети во время богослужения. Ребенок это впитывает. Но Аллах никого не принуждает. Есть аят в Коране: «Нет принуждения вере». Принуждать нельзя, можно только подсказать и учить детей обрядам, как об этом говорил Пророк (с.а.с.).

– Мы отметили праздник Ураза-байрам. Для дагестанцев это не только праздник именно религиозный, но и часть наших национальных традиций. Но многие, которые выросли не в религиозных семьях, не знают об обрядах, связанных с этим праздником. Расскажите об этом. Что предпочтительнее делать в праздничный день?

– Так как ислам является образом жизни, он охватывает все, чем бы мы ни занимались. Поэтому праздники и отдых тоже в него включены. И если это отдых по законам шариата, то человек получает вознаграждение. Во времена Пророка (с.а.с.) праздничные молитвы совершались на природе. Люди выходили и праздновали. В религии нет ни одного действия, которое не содержало бы в себе какую-то мудрость. Поэтому мудрость праздника Ураза-байрам, праздника разговения, заключается в том, что человек получает возможность очиститься перед Аллахом, простив своих обидчиков и недругов, прося прощения у тех, кого он обидел. И, в первую очередь, надо прощать своих родственников, дарить друг другу подарки. Пророк (с.а.с.) сказал: «Дарите подарки и приветствуйте людей словами «Ас-саламу аляйкум» как можно больше, так как это укрепляет наши сердца, и Аллах этому способствует». В этот день считается харамом держать в себе обиду и особенно когда это близкие родственники. Одно из строгих повелений Аллаха – чтобы мы не теряли родственные узы. Когда люди ссорятся из-за мирских дел, они теряют отношения. А что касается людей, которые не придерживаются всех норм ислама, но отмечают этот праздник, хоть и не постились – это тоже плюс, это значит, что у них есть какая-то религиозная совесть: они проявили уважение к этому празднику. Дело в том, что человек к вере не приходит просто так, сразу, спонтанно. Вера должна появиться в сердце, а осознав это разумом, человек приходит к вере. И Аллах его не торопит. В Коране есть аят: «О Пророк! Доведи до людей истину. Кто из них хочет – пусть уверует. Кто не хочет – пусть не уверует». Если человек будет верить сердцем, не будет иметь корыстных целей, не будет фанатизма и творящихся бесчинств, – общество исправится.

– Вы сказали, что нет принуждения вере. Это еще раз подтверждает, что радикальные исламисты, ведущие борьбу в нашей республике, не правы, считая, что, навязывая насильно религию и убивая при этом людей, Аллах ими доволен и они попадут в рай?

– Кто попадет в рай, а кто в ад – это дело Всевышнего. Люди этого не могут знать. Важно только то, соответствуют наши поступки шариату или нет. Виной тому, что сегодня происходит, – невежество людей, необразованность, отсутствие глубокого понимания ислама. Люди, глубоко понимающие ислам, знают, как вести себя в тех или иных ситуациях. А то, что происходит у нас, – никто толком не может разобрать, что это, откуда, кто за этим стоит и т.д. Уже непонятно, кто кого убивает.

– Когда я училась в университете, на лекции по религиоведению наш преподаватель Людмила Хизгиловна Авшалумова сказала, что любое доброе деяние, помощь ребенку-сироте или же больному человеку и т.д. приравнивается к поездке в хадж. Вы согласны с этим?

– В начале нашего разговора я говорил о четырех составляющих ислама. Так вот, вероубеждение человека заставляет его совершать добро. А чтобы совершить добро, он должен накопить духовную энергию, поэтому Аллах вменил ему в обязанность виды поклонения. Ритуальная молитва, совершенная ради Аллаха и принятая Аллахом, предохраняет человека от совершения нехороших, низких поступков. Это как лекарство влияет на внутреннее состояние человека. Если мы соблюдаем пост, то воздерживаемся от пищи, чтобы осознать, как чувствуют себя бедные люди. Это поклонение несет в себе мудрость. Но если мы соблюдаем пост, отказавшись от еды, но с вожделением смотрим на девушку или распространяем сплетни, то вознаграждения за этот пост мы не получим. И намаз, и пост, и закят – это духовная практика для нас, чтобы мы улучшили свой нрав. Это нам помогает поддерживать хорошие отношения с родственниками, жалеть сироту, помогать ему. Есть пример. Две соседки. Одна якобы очень набожная, совершает дополнительные молитвы днем и ночью, дополнительно постится и т.д., но злорадствует. А другая выполняет только обязательные повеления, не выполняя дополнительных, но она добрая, хорошо относится к соседям. Какая из них лучше? Та, которая совершает дополнительные молитвы и злорадствует, – она будет наказана, – сказал Пророк (с.а.с.). А другая получит вознаграждение, потому что суть религии – чтобы человек нравственно исправился и приносил только добро. И поэтому Аллах сказал: «Те, кто уверовали, совершали хорошие поступки». Нельзя говорить, что виды поклонения – это физкультура и т.д. Они содержат в себе все. Это мудрость Аллаха. Пять основ ислама – это только фундамент ислама, а остальное, то есть дом, – нрав. Только одна глава шариата – это виды поклонения, все остальное – взаимоотношения человека с обществом.

– Вы советник по вопросам религии при Главе Администрации города Махачкалы. Что входит в вашу сферу деятельности?

– Основная моя работа – разъяснять людям суть религии. Работаю почти двенадцать лет, занимаюсь вопросами координации с Духовным управлением, маслиата, организации встреч. Но основной род моей деятельности – рассказывать людям о сути религии и о том, что она в себе несет только лишь добро и сколько она приносит счастья. Надо искать вознаграждения только у Аллаха и бояться его осуждения. Суть религии не состоит в том, чтобы уединиться в пещере. Вера – это инструмент, которым нужно приносить пользу людям. Депутатов избирают, чтобы они приносили благо обществу, мы, советники, делаем то же самое, но безвозмездно, не требуя за это материальных благ, чтобы люди отошли от наркотиков, воровства и чтобы в нашем обществе было как можно больше хороших людей.

Если вера глубокая, она горит в сердце, как свеча, и вам приятно. Вы совершаете какой-нибудь маленький хороший поступок – и вам хочется еще. Поэтому неграмотность, фанатизм и невежество – это враги ислама.

– Как вы относитесь к празднику Единения народов Дагестана, который мы будем отмечать в сентябре?

– Очень положительно. Мы и так должны быть единым целым. Духовность объединяет сердца.

– Решение отмечать этот день ведь принято по итогам Съезда народов Дагестана. А Съезд имел своей задачей консолидацию дагестанского общества в целях объединения и прекращения внутрирелигиозной вражды и терроризма. Получается, что праздник посвящен единению дагестанцев не именно как народностей одной республики, а именно в плане религиозном?

– От того, что этот праздник просто будет – ничего не изменится. Это не даст результата, если праздник не будет сопровождаться реальными словами и делами. Все, что ведет к единению, к благу нашей республики и ее развитию, – надо применять.

– Завершая наш разговор, вернемся к празднику Ураза-байрам. В каком эквиваленте лучше делать закят?

– Можно деньгами, а можно и пшеницей. Закят – это милость. Ислам не придерживается на этот счет одного конкретного решения. Раньше давали пшеницу, но в больших городах, где человек не может эту пшеницу перемолоть, можно давать деньгами. Это где-то по пятьдесят рублей с человека, даже если это младенец. Ни женщин, ни бедных людей нельзя оставлять в беде. Надо о них заботиться, и Аллах нас к этому обязывает. Если человек не дает закят, он отходит от ислама. Это долг. Бедный человек даже имеет право сказать богатому: «Отдай из своего кармана то, что принадлежит мне».

– Есть подарки, которые желательно дарить в этот день?

– Подарки дарятся, чтобы соединить людей, чтобы между ними были любовь и взаимопонимание. Поэтому дарить подарки – это очень хорошо. Пусть это будет мелочь. Муж должен дарить жене, жена – мужу, брат – сестре и т.д. Это поощряется в исламе. Ислам должен улучшать образ жизни, иначе это не настоящий ислам.

– Что вы пожелаете дагестанцам в связи с праздником Ураза-байрам?

– Покорности Богу, безопасности, благополучия души, отдания себя Богу. Первое имя, которое было неспонтанно на земле, – это бисмиллагьи ар-рах/мани – милостивый. Аллах милостив ко всем, будь они верующие или нет. Аллах жалеет всех. Поэтому давайте пожалеем людей, будем давать им наставления, чтобы они поняли, что такое ислам и дальше, иншаАллах, все будет хорошо.

Бэла Боярова, газета "Махачкалинские известия" №34 от 02.09.2011г.

Ахмад аль-Анчихи читает суры из Корана, мр3

Если хотите послушать чтение сур из Корана Ахмадом аль-Анчихи, жмите на ссылку http://smoz.ru/mp3/?q=%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%B4+%D0%90%D0%BB%D1%8C&...

 

Шамсудин Расулов
Во имя Творца милостивого ко всем на этой земле и только к верующим в день Великого суда!
Ассаламу гIалайкум ва рахIматулагьи ва баракатугь.
В 90-е годы ХХ века произошли важные изменения в общественно-политической жизни страны, в сфере образования, науки, просвещения, духовного развития личности.Началось массовое строительство мечетей и медресе, открылись исламские учебные заведения. Появилась возможность свободно исполнить один из пяти столпов Ислама – хадж на святую землю. Стали проводиться религиозно-благотворительные мероприятия, мавлиды, марафоны по сбору средств для строительства мечетей. В массовом порядке издавалась религиозно-просветительская литература, журналы и газеты. Появились различные радио-телепередачи на исламскую тему. Многим доступным стал интернет. Начал возрождаться Ислам. Заметно стал расти уровень просвещенности граждан, хотя имело место отсутствие развитой системы исламского образования за счет внедрения современных образовательных и информационных технологий.
А что же было раньше, в Советские времена? Это особенно хорошо помнит мое поколение - поколение семидесятых. Хвастаться было нечем. Кормили нас сказками о светлом будущем. Насаждалась чуждая исламу идеология строительства коммунизма. Даже называлась дата его наступления. В учебных заведениях преподавалась искаженная история, научный коммунизм и атеизм. В школах ставились пьесы атеистического характера, некоторые учителя заставляли учащихся прекращать пост. На дверях мечетей висели замки. Постоянно преследовались служители культа. Отсутствовала доступная религиозно-просветительская литература. Угасали духовные традиции.
Несмотря на это, находились люди, которые нелегально обучали детей чтению Корана и азам ислама. Это КъадимIухамад из ЦIIумали, АбухIасанщуй БатIина, Вазибат, Жарият и др.
Наиболее просвещенными в исламских науках людьми считались ДибирхIажи, ЗамирхIажи, пешком совершивший хадж в Саудовскую Аравию, АсхIабали, МухIамадтIагьир, МухIамадкамил, Шарухан, Абдулмалик и др., да смилуется над ними Аллах. Они в большинстве своём ходили на джумма-намаз в селение Нижнее Инхело, потому что в Анчихе коллективный пятничный намаз преследовался властями.
В конце ХХ века в связи с произошедшими политическими изменениями в стране в корне изменилось отношение людей к религии, наметилось массовое стремление к чистому традиционному исламу. Появилась необходимость в правке общественного сознания, где произошло слияние обычаев и адатов с нормами шариата. Обнаружилась потребность в религиозных знаниях, потому что население слабо разбиралось в тонкостях ислама. За решение этих проблемы могли взяться только подготовленные алимы. Первым из них стал МухIамадгъази-хIажи. Чуть позже исламским просвещением занялись молодые алимы Джабраилов Расул и Магомедтагиров Иса, один из первых хафизов района.
Я не знаю людей в селении, которые бы сделали для ислама так много, как МухIамадгъази. Он неустанно проводил среди односельчан активную просветительскую работу, боролся с пережитками, мешавшими возрождению ислама.
К МухIамадгъази в селе относятся с большим уважением. Его жизненный путь можно назвать образцом служения Всевышнему. Благодаря ему, почти с основания восстановлена сельская мечеть и при ней построено медресе.
Анчих занимает довольно большую территорию и потому появилась необходимость в строительстве молелен (къул,а) и мини-мечетей для совершения ритуальных обрядов. Хотя в исламе порицается предание огласке совершённые ради Аллагьа благие деяния, нужно отметить, что Идрисов Ахияд, Будунов Будун, Гамхзатханов Магомедхан, Салимов Магомедрасул, Камилов Магомед (Ким) и др. в этом направлении провели большую работу, заслужив тем самым довольство Аллагьа и уважение односельчан.
Своими знаниями, набожностью, умением передавать опыт муталимам боль-шое уважение народа заслужил Шангереев Магомедрасул, который живёт в селении Байрамаул. В селе вырастает целая плеяда алимов. Среди них хочется отметить Магомедтагирова Магомедгаджи и Анвара, который читает грамотные и содержательные проповеди.
Особое место среди алимов занимает сын Тажудина Магомед, который первым среди анчихцев получил профессиональное религиозное образование.
Сначала Магомед Камилов учился в светских школах. Занимался спортом, регулярно посещал тренировки по вольной борьбе и выполнил норматив кандидата в мастера спорта. И тут, по воле Всевышнего, произошёл перелом в его судьбе. Сверстники к его выбору тогда отнеслись скептически. Но он упорно искал религиозные знания, учился у известных дагестанских алимов. Часто он ездил в Местерух, Тлох и другие дагестанские аулы, которые славились хорошими учителями.
Поучившись у местных алимов, Магомед решает расширить свои знания и получить профессиональное образование и в 1982 году поступает в одно из среднеазиатских религиозных учебных заведений.
После окончания учёбы Магомед возвращается в Махачкалу. К этому времени он отлично владеет арабским языком, грамматикой, риторикой, хорошо знает теологию. Он продолжает изучение религиозных наук и становится на путь просвещения. У него появляются многочисленные ученики, которым он передаёт свои знания. Он обучает их, молодых и пожилых, у себя на дому основам религии, чтению Корана, грамматике, арабскому языку и намазу.
Магомед удивительной простоты человек, отзывчивый, с мягким нравом, а где это надо требовательный. Этот его характер знают все его ученики.
Магомед и его супруга Хансабика жили тогда в двух маленьких комнатушках с тремя малолетними детьми. Но они всегда радушно, с улыбкой на лицах, встречали нас. Хансабика, да одарит Аллах ее баракатом, обижалась, когда кто-нибудь из нас отказывался от угощения. А нас было немало. Круг учеников расширялся, добавлялись группа за группой, мест не хватало и приходилось проводить занятия по определенным часам по расписанию. Кто тут только не обучался - и спортсмены, и студенты, и госслужащие, и что самое интересное, атеист из одного известного вуза.
Мы видели, как Магомед жаждал, чтобы его ученики познали истину, силу веры. У него своеобразный стиль и методы обучения. Я сам по специальности педагог и имею понятие о действенных методах обучения. Так Магомед главным в обучении считает – вероубеждение. Он руководствуется известным принципом «Нет принуждения в религии». Поэтому прежде, чем обучать новичка намазу, он достаточно долго подготавливает его, а не так как сегодня «Намаз за один день». Строго и систематически контролирует выполнение заданий.
Магомед издаёт книги и бесплатно распространяет их. Выступает лекциями в различных учебных заведениях, участвует в маджлисах, проводит диспуты на религиозную тематику с охватом множества слушателей. Постоянно участвует в обществе «Маслиат». Я был свидетелем, как он уладил исключительно сложную трудную ситуацию в рамках шариата. Это очень ответственная нужная работа. Скупой на выражения муфтий Дагестана Абдуллаев Ахмад-гаджи на одном мероприятии сказал, что Магомед сделал и делает очень многое для развития и возрождения Ислама в Дагестане.
Магомед участвует и в общественно-политической жизни республики. Он делегат 3-го съезда народов Дагестана.
Газета «Анчих» из номера в номер освещает публицистическую и политиче-скую деятельность молодого перспективного специалиста по религиозным и межэтническим вопросам Азимова Ахмеда. Нас очень радует, как он мужест-венно и профессионально берёт на себя ответственность определять проваленную государством религиозную и национальную политику.
Когда кругом беспредел, террор, исламофобия представлять и защищать на-циональные интересы может только настоящий патриот своей страны, любя-щий свой край и народ, свято почитающий своих родителей.
Да одарит Аллах всех нас благодатью и счастьем в обеих мирах. Аминь.
Вассаламу гIалайкум ва рахIматуллагьи ва баракатугьугь.

Поздравляем всех Анчихцев и мусульман с наступлением месяца рабиуль аваль. Месяц, в котором родился Наш Пророк Мухаммад (с.т1.г1.в.

 
 

 

Последняя среда месяца сафар

В последнюю среду месяца сафар желательно совершить четырехракаатный намаз и прочитать молитву.
Намерение на намаз должно быть следующим: «Я намереваюсь совершить намаз-сунна для предостережения от несчастий во имя Аллаха». В каждом ракаате после суры «Аль-Фатиха» следует 17 раз прочитать суру «Аль-Кавсар» («Инна а'тайнака…»), 5 раз суру «Аль-Ихлас» и по одному разу суры «Аль-Фалак» и «Ан-Нас». По завершении намаза прочитать нижеприведенную молитву.